Я есть

Киноколледж и Благотворительный Фонд «Я есть» реализуют проект обучения молодых людей с расстройствами аутистического спектра

Рассказывает педагог «Круга» Елена Попова:
"Участники ИТС Круг работают совместно со студентами актерского факультета Киноколледжа и учениками 11-го особого класса (молодыми людьми с РАС). 
В рамках проекта проходят регулярные (2 раза в неделю) занятия с тренингами по сенсорной интеграции и контактной импровизации на основе пластико-когнитивного стиля движения. Предполагаются показы сценических работ.

Участники проекта знакомятся с базовыми принципами здоровьесбережения в исполнительских, танцевальных, движенческих практиках; осваивают разминочный комплекс, нормализирующий мышечный тонус; получают опыт целостного движения; укрепляют физическое здоровье; у них формируется более сознательное отношение к своему телу.

Участники проекта осваивают базовые технологии пластической выразительности тела, в т.ч. основные инструменты импровизационного и этюдного методов работы для подготовки пластических сцен. Студенты актерского факультета Киноколледжа выступают тьюторами по отношению к ученикам с РАС, учатся включать своих подопечных в процесс репетиций, приобретают навыки коммуникации в инклюзивном коллективе.

Каждое занятие начинается со снятия мышечного напряжения. Комплекс упражнений используется для повышения энергетического потенциала организма и развития у подростков способности к самоконтролю. Во время коллективных импровизаций создается атмосфера доверия, взаимоподдержки, естественности и «органичной социальности».

Тренинги одновременно решают реабилитационные, социальные и эстетические задачи, развивают эмпатию у всех участников творческого процесса и позволяют совершить планомерный переход от тренинга к этюду и постановке спектакля.

Данный проект актуален как для молодежи с «условной» нормой (студентов актерского факультета), так и для молодежи с нарушениями аутистического спектра. Участникам проекта с РАС занятия позволяют входить в творческий коллектив и дают реабилитационный эффект: за счет формирования телесной выразительности и развития навыка чувствовать другого человека, эмпатировать ему (а значит и уметь подражать – первое условие вхождения в социальную группу).

Ребята с РАС начали легче импровизировать, свободно пользуются словом, меняют темп и ритм, у всех увеличился диапазон выразительных средств. Они стали использовать этот диапазон активнее. Они не просто запоминают движения, а начинают взаимодействовать с коллективом и импровизировать. Сократилось количество пауз (перерывов для отдыха), которые нужны для ребят из особого класса. Раньше им требовалось выходить попить воды, сходить в комнату отдыха буквально каждые 20 мин. А сейчас они по-разному, но почти все находятся в состоянии концентрации и внимания. У студентов актерского факультета снялся страх общения и появился навык спокойного взаимодействия, несмотря на необычное поведение особых ребят. Например, снялся страх прикосновения, необычного действия.

Важно, чтобы ребята не боялись своего тела, чтобы они имели рефлексию по отношению к своему состоянию, понимали, где они должны отдыхать – это общая задача, как для студентов актерского факультета, так и для учеников особого класса. Естественно, идет работа с развитием восприятия, телесной эмпатии, чтобы каждый чувствовал лучше не только себя, но и других людей".

#аутизм